Казалось бы, в процедуре замены масла нет ничего сложного. Неудивительно, что многие автовладельцы предпочитают делать это самостоятельно, не особо обращая внимания на заводские рекомендации. А что, масло с фильтром есть, процедуру знаю, присадок в продаже полно. Что может пойти не так?
Вариантов, когда после замены масла двигатель имеет шансы пасть смертью храбрых, немало. Оставим в стороне такие очевидные вещи, как покупка поддельного или просроченного масла и некачественного фильтра. Что при наличии качественных комплектующих может обеспечить мотору максимально быструю смерть:
1. Даже кратковременная потеря давления масла может привести к повреждениям ГБЦ, проскоку цепи ГРМ на пару зубьев и повышенному износу остальных деталей. В каком случае после смены масла может произойти потеря давления? Например, у вашего автомобиля серьезный перепробег после последней замены масла или вы купили автомобиль с неизвестной историей замены техжидкостей. Если просто поменять масло, то разнообразный шлам может смыть в поддон, что приведет к загрязнению сетки маслозаборника, а это станет причиной потери давления. Как этого избежать? В таких случаях настоятельно рекомендуется при замене масла сделать промывку.
2. Перелив масла может привести к весьма губительным последствиям для двигателя. Тут стоит оговориться, что перелив до тех пор, пока уровень масла не достигает при вращении шатунных шеек, чреват только повышенным угаром масла и запотеванием прокладок. Однако если коленвал будет доставать при вращении до масла, начнется его вспенивание, возможно повышение вязкости масла и, как следствие, выдавливание сальников коленвала. Какой именно уровень перелива может оказаться критическим, зависит от конкретного двигателя. Но лучше не рисковать и в случае перелива откачать излишки масла самостоятельно либо прибегнуть к услугам СТО.
3. Стоит быть аккуратным, выбирая вместо классического аппаратный вариант замены масла (через горловину щупа). Если откачка старого масла при помощи специальной установки — относительно безопасный вариант, то с использованием портативного электрического насоса все не так однозначно. В последнем случае в двигателе может остаться достаточное количество старого масла, что опять же чревато потерей давления масла, о последствиях которого написано выше.
4. Банальный совет, но повторение — мать учения. Перед сливом масла на 100% убедитесь, что собираетесь откручивать сливную пробку картера двигателя, а не коробки. Не стоит объяснять, к каким последствиям может привести банальная невнимательность, в результате которой КПП останется сухой, а мотор получит лишние несколько литров масла.
5. Другой вариант смертельной для мотора невнимательности владельца — если сливная пробка закручена неплотно или не закручена вовсе. Избежать этого поможет контрольная проверка уровня масла. Все помнят, чем должен заканчиваться процесс его замены? Когда погасла контрольная лампа давления масла (то есть масляный фильтр заполнился, давление есть), нужно заглушить мотор и минут через пять, вытащив щуп, еще раз проверить уровень, а при необходимости долить масло.
Перейдем к вариантам, когда двигатель после замены масла может умереть не сразу, а лишь после продолжительных адских мук:
• Неправильная замена масляного фильтра может привести к течи масла из-под его крышки или корпуса. Возможно, при установке фильтр был недостаточно затянут или не закручен его корпус (в случае разборной конструкции). Либо, наоборот, вы приложили чрезмерное усилие, что привело к разрыву уплотнительной резинки и деформации уплотнительного кольца. Также стоит взять за правило смазывать уплотнительное резиновое кольцо на корпусе фильтра моторным маслом. Это поможет более плотно и без перекосов закрутить фильтр, а во время следующей замены масла легко открутить его.
• Если во время замены масла вы не собираетесь производить под капотом других ремонтных работ, то лучше закрывать крышку маслозаливной горловины. От того, что она будет открыта, масло быстрее не сольется. Зато велик риск попадания в горловину пыли, мусора и другой грязи, что точно не понравится мотору.
• Интервал замены масла зависит от многих факторов, как то: тип двигателя, вид масла, преимущественный режим движения (городской или трассовый), темп езды. Неудивительно, что среднестатистические 15 000 км для интервала замены — лишь «средняя температура по больнице», причем обычно завышенная. Например, при подсчете моточасов выясняется, что эти 15 000 километров могут быть эквиваленты 200 часам, а могут и 700, в зависимости от режима движения. И хотя общих рекомендаций на этот счет не существует, ясно одно — для продления жизни мотора масло нужно менять чаще, сократив рекомендованный производителем межсервисный пробег в полтора-два раза. И взять себе за правило периодически контролировать состояние масла — как минимум по капельным пробам. Для этого достаточно нанести каплю масла на лист офисной бумаги А4 и посмотреть, как она растекается
• Последнее относится и к тем, кто меняет масло не по пробегу, а по сроку. Расслабляться не стоит. То, что за несколько лет вы наездили лишь несколько тысяч километров, вовсе не означает, что масло не подлежит замене раз в год. Контакт с кислородом и влагой, содержащейся в воздухе, ведет к окислению и старению масла. Соответственно, залитое год назад масло независимо от пробега подлежит замене в обязательном порядке. Это применимо даже тогда, когда автомобиль не ездил в принципе. И срок годности купленного масла, указанный на упаковке, здесь ни при чем. Он действителен только при условии нахождения жидкости в закрытой таре.
• Чрезмерный масляный аппетит некоторых моторов (все мы знаем имена этих героев) иногда заставляет владельцев, и без того скармливающих проглоту под капотом по литру масла каждые тысячу километров, отказаться от процедуры замены масла как таковой. Вроде как оно и так обновляется. Большая ошибка! Новые порции масла лишь немного и, самое главное, ненадолго восстанавливают количество присадок и фракционный состав уже залитой жидкости. Новые составляющие быстро теряются в объеме того шлама, что скопился в картере, а фильтр не справляется с очисткой этого безобразия. В итоге от соприкосновения с этим коктейлем страдает все: от, естественно, масляного насоса до вкладышей коленвала и цепей мотора. Вследствие чего поступление новых продуктов износа в масло увеличивается в геометрической прогрессии.
• Уповать на чудодейственные присадки и увеличивать интервал замены масла не стоит. Хорошие присадки действительно позволяют сделать масляную пленку прочнее, улучшая смазочные свойства залитого масла и продлевая его жизнь. Для двигателя это только плюс. Но масло стареет не только из-за химических изменений пакета присадок, но и под воздействием топлива и из-за попадания в него частиц износа. Кроме того, масляный фильтр со временем тоже теряет пропускную способность. Таким образом, использование присадок вовсе не повод для увеличения межсервисного пробега.
Отдельно и кратко стоит остановиться на вопросе смешивания различных масел. Прямых запретов на это нет, только рекомендации. Стоит учесть, что согласно стандартам API (США) и ACEA (ЕС) сертифицированное синтетическое моторное масло одного бренда должно иметь возможность полного смешивания с любым другим сертифицированным моторным маслом без потенциально опасных для автомобильного двигателя (не важно, бензинового или дизельного) последствий. Иногда смешивание масел не только допустимо, но даже желательно, потому что лучше залить в современный мотор минералку и дотянуть до СТО, чем оставить двигатель совсем без смазки. Тем не менее регулярно эксплуатировать автомобиль на смеси масел необходимо с осторожностью, поскольку сложно предсказать, какая химическая реакция произойдет между присадками из разных групп моторных масел.